Фильм «Доктор Стрэндж» очередное детище киновселенной Marvel, с иным видением супергероя, на более тонком и психоделическом уровне. Ведь доктор Стивен Винсент Стрэндж появился в комиксах Marvel в 1963 году, во времена десятилетий психоделиков и хиппи. Комиксы про Стрэнджа уже были калейдоскопически-вычурны, пронизаны психоделическими и мистическими мотивами и тесно связаны с восточными традициями.

Первое, что сразу привлекает внимание и тех, кто в теме Marvel, и возможных новых зрителей, — сама персона Стивена Стрэнджа. Он не суперсолдат, не жертва научного эксперимента и даже не легендарный бог…

Несмотря на захватывающую визуализацию, необычного супергероя и мелкие косметические штрихи, «Доктор Стрэндж» Скотта Дерриксона — плоть от плоти типичный фильм марвеловской киновселенной. Однако свои задачи — дать немного разнообразия фанатам и приготовить зрителей к событиям будущих фильмов — он решает успешно. Ловкость рук и никакого мошенничества.

Стивен Стрэндж в роли Бенедикт Камбербэтч — известнейший нейрохирург, знающий себе цену. Талантливый, успешный и чрезвычайно довольный собой, он живет работой. Поиски самых сложных, даже безнадежных случаев и спасение пациентов для него — возможность доказать себе и окружающим торжество науки и человеческого разума над природой. Разумеется, как и в случае Железного человека, профессионализм заносчивого доктора сочетается с язвительностью, хамством и цинизмом. Ехидство — такая же неотторжимая часть его образа, как гениальность, вкус к дорогой жизни и всем ее атрибутам вроде дорогих часов и спортивных автомобилей. Тем примечательнее, что становление бывшего врача в качестве супергероя начинается именно с того, что суровая реальность выбрасывает его из комфортного мира наружу — туда, где ни острый ум, ни финансы не могут помочь.

В стиле и метафизической тематике картины кроется, по сути, единственное его отличие от прочих частей франшизы. Магические силы персонажей удивительны — заклинания позволяют им создавать холодное оружие из самой материи, скручивать мегаполис, как в сновидениях нолановского «Начала», и даже контролировать время. Для этого Стивен использует важнейший артефакт — Глаз Агамотто (Камень времени) — предпоследний из шести Камней Бесконечности, постепенно вводимых в кинематографическую вселенную. Учитывая, что в грядущих сиквелах Мстителей, героям придется сражаться с Таносом, который пытается овладеть всеми артефактами, чтобы стать всесильным, пространственно-временные фокусы «Доктора Стрэнджа», определенно, готовят зрителей к вселенским масштабам будущих фильмов.

Эту мысль доказывает и то, что главным злодеем в новой ленте предстает не предатель Кецилий (Мадс Миккельсен), а космическая сущность Дормамму, которую иначе как богом и не назовешь. С каждым новым этапом развития мифологии франшизы ставки повышаются, и зарвавшийся скандинавский бог или обезумевший искусственный интеллект уже не являются самыми страшными противниками. Теперь альтернативные вселенные или сверхъестественные внеземные силы — легитимная часть кинематографической вселенной Marvel.

«Доктор Стрэндж» действительно хорош и своим визуальным стилем, и новой для франшизы атмосферой, и юмором, и колоритными персонажами, талантливо сыгранными звездными актерами. Безусловно, картина Marvel вновь понравится и фанатам комиксов, и случайно заглянувшим на сеанс зрителям, которые ничего не хотят знать о мифологии и метасюжете вселенной, и прекрасно покажет себя в прокате.

Однако грустно, потому что, строго говоря, вся лента — это один большой фокус, изящно обманывающий доверчивого киномана. Но ведь иногда быть обманутым — это тоже удовольствие, не правда ли?

Если отбросить всю связь с киновселенной Marvel и полностью отдаться просмотру фильма, он поглотит вас целиков, вы не успев оглянуться будете сопереживать главному герою, болеть за него и непременно загоритесь желанием иметь такой же плащ левитации, поверите в существование магии и параллельные измерения.

Оценка фильма Скотта Дерриксона «Доктор Стрэндж»: 5 из 5. Одобрено к просмотру.