Много ли вы назовете успешных киносерий, доживших до седьмой части и оставшихся сверхприбыльными? «Звездные войны» популярны уже сорок лет, но подобное долголетие — исключение из правил. «Форсаж» преодолел упомянутые семь инкарнаций по-спринтерски, за четырнадцать лет, а вчера в российский прокат вышла восьмая часть автомобильного боевика. Не заржавел ли Доминик Торетто (Вин Дизель), и не пора ли менять масло? Знаете, этот спорткар по-прежнему на ходу!

Доминик и Летти (Мишель Родригес) отдыхают на Кубе, когда на связь с мускулистым автогонщиком выходит хакер Сайфер (Шарлиз Терон). Торетто не горит желанием возвращаться на тропу преступности: как же, под боком Карибское море, над головой медовое солнышко, вокруг дамочки, машинки, законная супруга, наконец…

Увы, у Сайфер на руках весомый козырь, доставшийся Доминику от случайной возлюбленной, — маленький ребенок. Шантаж, угрозы и титул самой разыскиваемой киберледи производят на Торетто впечатление — он недолго думая предает семью и друзей (ценности, упорно превозносившиеся героем в прежних лентах) и отправляется по указке Сайфер забирать «ядерный чемоданчик» у русских.

Вот скажите, какова в ансамбле роль Тайриза Гибсона, вечного шута? Шутит он крайне неуклюже (или то проблема дубляжа?): полный провал на фоне обоюдных подначек Джонсона и Стэйтема. Или возьмем Курта Рассела, тайного агента, направляющего Хоббса и его команду, — персона колоритная, спору нет. Но герой обозначен штрихами, Расселу и играть-то толком нечего, а из его улыбки палача с добрыми глазами выветрилась былая загадочность. С другой стороны, Элен Миррен мелькает в паре эпизодов, однако успевает произвести впечатление. Что тут скажешь — браво!

Правда, на «Форсаж» ходят не ради детективной интриги. За прошедшие шестнадцать лет сериал не стеснялся меняться и тасовать звезд. Начинался он как криминальная история о фанатах подпольного стритрейсинга в Лос-Анджелесе. География восьмого пришествия охватывает Кубу, Берлин, Нью-Йорк и Россию, «семья» же Торетто больше не угоняет машины, а спасает планету — на сей раз перед носом маячит третья мировая, и кому как не миллионерам-экстремалам вразумлять террористов и сепаратистов. Правда, Джеймс Бонд, Итан Хант или Джейсон Борн из Доминика так себе, в его шпионских играх все прямолинейно и предсказуемо.

Каждый новый «Форсаж» берет размахом трюков. Бюджет восьмой части составил уже $250 млн (примерно столько в сумме обошлось производство «Форсажей» с первого по четвертый), и постановщики позволили себе просто сумасшедшие аттракционы. Особенно поражает погоня в Нью-Йорке, где Сайфер берет под контроль тысячи машин, превращая их в механических зомби, пчелиным роем проносящихся по асфальту и монструозным дождем сыплющихся с верхушки многоэтажного паркинга.

Не менее хорош заезд в российских снегах наперегонки с атомной подводной лодкой — чего не сделаешь ради штурма новых кассовых высот («Форсаж 7», напомним, заработал свыше $1,5 млрд)! Снят он в духе серии Yakuza — все, кто помнит, как Кадзума Кирю молодецки увертывался от ракет в пятой части, должны оценить подвиг Скалы Джонсона, ладошкой подгоняющего торпеду по льду. И как тут не пристегиваться к креслу воображаемыми ремнями, если персонажи не думают сбавлять обороты?

Одним словом, любители взрывоопасного экшена, сминающего металл как резину, попадут по адресу. Пусть даже Стэйтем снова изображает «перевозчика», два лысых богатыря заняты перетягиванием каната, оскароносная Шарлиз Терон хоть и холодна, но, увы, не столь убедительна, как в другой своей «злодейской» роли (Равенна из «Белоснежки и охотника»), а стародавней дорожной романтики и след простыл.

«Форсажу» даже не нужно соответствовать нынешнему буму на подобные «бригады» («Мстители», «Отряд самоубийц», «Лига справедливости»), он на пару с «Людьми Икс» его когда-то и спровоцировал. Что до Ф. Гэри Грея, то, к сожалению, вершиной его творчества по-прежнему остается «Пятница» (1995).

Итог

«Форсажу 8» далеко до ее юмора и сюжетных поворотов. Впрочем, это продукт иной весовой категории — накачанных трюками и спецэффектами суперхитов, перемахивающих в прокате за миллиард долларов. С одной стороны, штучный товар (таких рекордсменов всего три десятка), с другой — предельно массовый.

Оценка фильма: 4,5 из 5.

Фильм в прокате кинотеатра «Сатурн IMAX» с 13 апреля по 10 мая 2017.