Военный Ник Мортон (Том Круз) пользуется служебным положением, чтобы продавать на черном рынке древние артефакты. Во время миссии в Ираке он обнаруживает гробницу египетской принцессы, которая, по словам ученых, является невероятно ценной находкой. Попытка перевезти саркофаг в США заканчивается трагически — самолет падает. Но Ник остается в живых — оказывается, на него наложено проклятье, и ожившая мумия Аманет (София Бутелла) намерена сделать его тело вместилищем для бога Сета.

«Мумия» Алекса Куртцмана открывает для зрителей новую масштабную задумку студии Universal — Темную вселенную. Проект объединит классических персонажей хорроров и научной фантастики, вроде монстра Франкенштейна и Человека-невидимки (а также Призрака оперы и даже Горбуна из Нотр-Дама), а связующим звеном станет корпорация «Продигиум», показанная в «Мумии». Руководит ей доктор Генри Джекилл в исполнении Расселла Кроу, главная задача — выявление, изучение и в случае необходимости уничтожение сверхъестественных созданий.

Таким образом, «Мумия» является своеобразным пилотом сериала, который растянется на много лет — Universal запланировала как минимум десять фильмов, ближайший из которых, «Невеста Фракенштейна», выйдет в феврале 2019-го.

Так что, «Мумия» — не столько очередная интерпретация истории об ожившем правителе Древнего Египта, но и фильм, чья основная цель — оставить после себя вопрос. А что же будет дальше? Как и эпизод сериала, он заканчивается клиффхэнгером — достаточно интригующим, чтобы как минимум заинтересоваться тем, в каком направлении будут развиваться следующие события Темной вселенной, а вместе с ними и карьера Тома Круза.

Крузу здесь удается одновременно сыграть и свою привычную роль — трюки, экшн, много беготни, и изобразить абсолютно нехарактерного для себя персонажа. Его Мортон — конечно, положительный герой, но с оговорками, что не раз подчеркивается в фильме. Неоднозначность образа добавляет важности финальному твисту и делает «Мумию» совсем не такой плоской, как может показаться на первый взгляд. Да, в сущности, это банальное противостояние добра и зла, однако не все выкрашено в белые и черные цвета.

Если же отказаться от поиска двойного дна, да и вообще не обращать внимания на контекст в виде запуска киновселенной, «Мумию» все равно не удается воспринимать как типичный блокбастер, снятый в угоду тем, кто выбирает фильм для просмотра, уже когда заходит в кинотеатр. Куртцман пытается и передать привет приключенческой незамысловатой трилогии с Бренданом Фрэйзером, и нагнать хоррора, и сдобрить черным юмором поданный в претенциозно готическом стиле сюжет.

Все-таки в очередной раз не обойтись без ремарок о Dark Universe: кажется, определенного видения вселенной у ее создателей еще нет, и «Мумия» как раз нащупывает возможные варианты. Оттого и хромает, временами распадаясь на слабо связанные между собой эпизоды. Впрочем, нестройность истории компенсируется сильным подбором актеров — чтобы залатать дыру в сценарии, достаточно показать в кадре изгиб брови Расселла Кроу. Или тела Софии Бутелла.

Француженка, которая в свое время работала на подтанцовке у Мадонны, уверенными шагами покоряет Голливуд. После ролей второго плана в «Kingsman» и «Стартреке» она уверенно солирует в «Мумии», а создатели «Атомной блондинки» вовсю дразнят зрителей лесбийской сценой Софии и Шарлиз Терон. Аманет в исполнении Бутеллы уверенно задвигает подальше героиню Аннабель Уоллис (пожалуй, единственный промах в касте) и подрывает всю идею истории, в которой Нортон должен вроде как сопротивляться чарам египетской принцессы.

«Мумию» легко обвинить в глупости, непросто нащупать грань между глупостью и простотой. Куртцман рассказывает незамысловатую сказку, но не усыпляет ею, как часто бывает, а заставляет требовать продолжения. Что, в общем-то, от него и требовалось.

Оценка фильма: 4 из 5.

Фильм в прокате кинотеатра «Сатурн IMAX» с 8 июня по 05 июля 2017.