ПОДЕЛИТЬСЯ

Группа военных крадется сквозь густые заросли леса, разросшегося неподалеку от мегаполиса, когда-то называвшегося Сан-Франциско. Каски украшают воинственные надписи в традиции вьетнамской кампании, а сопровождают вояк «шавки» — обезьяны, поддержавшие бунт человеконенавистника Кобы и впавшие в немилость к лидеру разумных приматов Цезарю (Энди Серкис). Отряд натыкается на погранпост неприятеля — и деловито начинает истребление. Обезьяны, само собой, перегруппируются и дадут отпор — в живых останется лишь четыре человека и горилла-предатель.

Если в «Восстании» люди охотились на обезьян, а в «Революции» — приматы на оленей, то в «Войне» потенциальная жертва впервые разворачивается и дает отпор. Настоящая сеча однако еще не началась: одержимый обезьяноцидом лидер военных, Полковник (Вуди Харрельсон) не упустит шанса встретиться с шимпанзе Цезарем лицом к лицу и только потом покончить с поумневшими приматами.

Прошло пятнадцать лет с тех пор, как экспериментальная вакцина, призванная излечить болезнь Альцгеймера, изменила положение сил на Земле: человечество принялось вымирать и деградировать, обезьяны — умнеть практически на глазах. Пока подданные Цезаря обустраиваются в лесу и ищут землю обетованную подальше от агрессивных людей, те рыщут по обломкам цивилизации, желая истребить всех шимпанзе, орангутанов и горилл, якобы желающих смерти человечеству. Когда Полковник убьет жену и сына Цезаря, тот отправится тропой мести, но эгоиста из первой разумной обезьяны не получится — тезке римского императора вновь придется спасать свой народ.

«Война» Мэтта Ривза венчает новую трилогию из цикла «Планета обезьян» — шестичасовой приквел к событиям, описанным в ленте 1968 года с Чарльтоном Хестоном. Финал сомнительно грандиозный — две с половиной экшн-сцены (одна — с участием вертолетов), разбавляющие череду неспешных и выспренних диалогов и монологов, зато — высокая концентрация отсылок к истории человечества. Новая «Планета обезьян» и прежде стремилась разыграть шекспировскую трагедию с участием шимпанзе (Цезарь получил имя благодаря пьесе Великого барда), но с каждым новым фильмом амбиции авторов неизменно росли.

Продуманная концепция трилогии по-своему изящна — а главное, неплохо стыкуется если не с сатирико-постколониальным романом Пьера Буля 1963 года, то с пенталогией, снятой по его мотивам (1968-1973). Там Голливуд тоже всячески играл с приметами времени, намекая то на Вьетнам, то на атомную бомбу (в кино она фигурировала под именем кобальтовой).

Рассказать историю обезьян как бы их глазами — тоже идея амбициозная и прогрессивная, но вылившаяся в итоге в то, что трилогия отличается удивительной неповоротливостью и схематичностью. Перед каждой репликой и жестом здесь будто считают до трех, а высокий драматизм симулируется однотипным стоном фортепиано. Редкие юмористические вставки, ради которых сочинили даже пугливую обезьяну-конформиста, ограничиваются глупыми стереотипами — нелепыми падениями и метанием дерьма, что идет вразрез с заявленным ракурсом.

Как бы Ривз и съёмочная группа ни пытались изобразить, что «Войну» сняли разумные обезьяны, овладевшие передовыми цифровыми технологиями и азами сценарного мастерства, маскировка периодически сползает. Вряд ли Цезарь с сородичами так старательно косплеили бы «Апокалипсис сегодня» и выписывали остатки человечества как примитивных милитаристов. У них есть задачи и посерьезнее. Например, отстроить новую цивилизацию.

Оценка фильма: 4 из 5.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ