С развитием технических средств в какой-то момент стало настолько популярным показывать различные непотребства, творящиеся с человечеством в целом вследствие различных непреодолимых природных явлений, будь то волна высотой в несколько километров, извержение вулкана в центре города или глобальное обморожение континента, что фильмы, повествующие об этом, вылились в отдельный жанр, названный «фильмом-катастрофой».

Вообще фильмы-катастрофы можно разделить на несколько категорий. Первая, наиболее распространённая, включает в себя фильмы, которые стоит смотреть исключительно для того, чтобы понаблюдать, как города и страны стирает с лица Земли природная сила, показывающая царю зверей, кто на самом деле в доме хозяин. Ярчайшими примерами таких фильмов являются «2012», «Разлом Сан-Андреас», «Послезавтра» и «Вулкан». В них не очень интересно наблюдать за персонажами, которые чаще всего клишированы донельзя, а гораздо интереснее наблюдать за неумолимостью надвигающейся на людей судьбы, от которой невозможно убежать. Ну серьёзно, как убежать от десятикилометрового надвигающегося на тебя водяного вала, спастись от убивающей экстремально низкой температуры или выжить в городе, стремительно падающем в ад? Никак. Но и сопереживания главным героям эти фильмы почти не вызывают из-за картонных персонажей. Вот благоговение перед стихией – это да. И даже немножко хочется когда-нибудь увидеть это своими глазами. Правда, если мы это увидим, вряд ли сумеем кому-нибудь об этом рассказать.

Вторая категория, также нередкая, является полной противоположностью первой. В ней некая катастрофа является лишь фасадом, а всё действие происходит вокруг некоторой группы проработанных главных героев. Структурно такие фильмы обычно происходят так – нас знакомят с главными героями, потом происходит некий абзац, и мы с тревогой наблюдаем, как персонажи будут преодолевать нечеловеческие трудности. К этим фильмам можно отнести «Экипаж», основанные на реальных событиях фильмы «Невозможное» и «И грянул шторм», можно даже с оговоркой отнести к этой категории фильм «Апокалипсис», в котором самой катастрофы-то в итоге не случается.

А третья категория – это редкая когорта фильмов, ухитряющаяся идеально сочетать в себе и отличный визуал, и интересных персонажей. Таких фильмов, увы, не так уж и много. Уверена, что у каждого читателя есть свой список идеальных фильмов-катастроф, но у автора этих строк таких фильмов всего два. Это роскошный «Смерч» Ян де Бонта и легендарный «Идеальный шторм» с Джорджем Клуни. Как говорят футбольные комментаторы, есть на что посмотреть и есть за кого поболеть.

Есть ещё некоторые фильмы, пытающиеся взять оригинальностью. Результат абсолютно непредсказуем. Может получиться действительно интересный фильм вроде «Знамения» 2009 года, а может и неудобоваримая вышедшая годом ранее чушь как «Явление», где отличный концепт полностью запорола отвратительная реализация.

И вот вышел «Геошторм», по трейлерам обещавший некий вариант «2012», только устроенный при непосредственном участии людей, то есть фильм категории номер один. Но так ли это? А вот и не так, WB ещё раз показывает зрителю, что современным трейлерам верить нельзя.

Итак, совсем недалёкое будущее. После ряда крупных катастроф (которые нам покажут в 30-секундной нарезке и половина из них является любительской съёмкой реальных катаклизмов) учёные всего мира решили контролировать погоду. Они построили кучу спутников, пригнали на МКС кучу интернационального народа (обязательно с нашивочками стран и мордами, полностью демонстрирующими национальный колорит) и стали контролировать погоду. Естественно, не весь интернациональный народ оказался добросовестными советскими гражданами и через несколько лет возникла террористическая угроза.

Сначала о том, ради чего на такие фильмы вообще ходят в кино. О разрушениях, цунами, раскалённой магме и торнадо (без акул, разумеется). Так вот, довольствуйтесь увиденным в трейлерах — добавки не будет. Общий хронометраж этих сцен вряд ли превышает минут пять, и всё это мы уже видели в других фильмах. Одна сцена является плагиатом сцены ледопада из «2012», другая полностью косплеит «Послезавтра» в ускоренной перемотке, третья зачем-то отсылает к «Разлому Сан-Андреас». Из по настоящему оригинального здесь только луч смерти над Казанским храмом. Наш местный Вейдер должен быть доволен, если его каким-то чудом занесёт на этот фильм в кинотеатр. То есть разрушений самый минимум. В «Послезавтра» было существенно больше, с «2012» сравнивать вообще нет смысла. А что же в фильме есть, ну, помимо замечательных актёров?

Во-первых, неплохой детектив. История мирового заговора не прозрачна, и явных негодяев нет. Туда же относим пару интересных погонь и вообще «человеческий» экшен. Его мало, но он хорош.

Во-вторых, много съёмок космоса и станции. Парадокс в том, что его существенно больше, чем самих разрушений на земле. Можно подумать, что смотришь некоторый вариант на тему «Гравитации», только с мельком показанными последствиями падений обломков спутника на Землю.

В-третьих… а, ну сами актёры, да. Батлер доказывает, что является брутальным сексапильным мужиком даже без ломания черепов и стрельбы из всего, что под руку попадётся, Стерджесс типичный красавчик-манипулятор, а Эбби Корниш всё ещё горячая очаровательная блондинка. Весь интернационал МКС тоже колоритен, особенно тут выделяется обладательница сразу тройки российских имён Александра Мария Лара. Ещё есть Талита Бейтман в роли тринадцатилетней дочери Батлера, которая неплоха (дети в фильмах личный фетиш автора, простите позязя). И Зази Биц, несмотря на маленькое экранное время, убедила, что Домино из неё получится отменной, ждём вторую часть кинокомикса про болтливого наёмника. Она же, кстати, источник смешного юмора. Другие источники тоже имеются, но смешными их не назовёшь.

А вот за физику, логику и всё остальное, ассоциирующиеся с понятием «нормально» хочется удушить и режиссёра, который приложил руку как продюсер ко второму «Дню независмости», и сценаристов. Дальше будет немного спойлерная часть, и всех спойлерофобов я прошу на этом закончить чтение статьи.

К 2023 году (это через 7 лет, вдруг вы в танке) будут построены почти три тысячи спутников, контролируемых с МКС. Как? У них была бригада Эурона Грейджоя с его тысячей кораблей из нифига? У каждого второго в 2023 году будут такие примочки, что Apple плачет и уползает жаловаться своему тайному богу яблок. Как?

С помощью спутников можно будет мгновенно охлаждать температуру до абсолютного нуля. При этом гигантская волна замерзает сразу, но обрушаться под собственным весом почему-то не спешит. Зато попавший в эту зону самолёт падает сразу же. Вертикально вниз. Летящий на скорости в несколько сотен километров самолёт. Вертикально вниз. Как???

Стоит ли говорить про луч смерти из космоса прямиком по Красной площади, от которого горит камень, но не горят люди, град размером со средних размеров автомобиль в Китае и пять танцующих в сотне метров друг от друга торнадо (почему они не сливаются?!) где-то на Востоке? Как?

Короче, смотреть интересно, только катастрофы в фильме минимум. Интересно смотреть на погони, перестрелки, актёрскую игру, внутреннее убранство МКС и реализацию невесомости. А на лучи смерти я и в «Звёздных войнах» посмотрю, спасибо большое, благо в плане нереалистичности происходящего «Геошторм» (которого, мы, кстати, так и не увидим) далеко их обскакал.

Ну хоть финальный посыл фильма радует, спасибо и на этом. Банально, конечно, но толика правды в том, что если кто-то однажды и угробит человечество, то это будет само человечество, определённо есть.

Оценка фильма: 4 из 5, за счёт актёрской игры.

Фильм в прокате кинотеатра «Сатурн IMAX» с 19 октября 2017 года.