На фоне хайпа по сверхожидаемым киноманами премьерам этого года, являющимися сиквелами чего-то популярного («Миссия Невыполнима», «Соло», «Мстители», «Мир Юрского Периода») экранизация книги Эрнеста Клайна подкралась незаметно. Ну а чего, антиутопия и антиутопия, очередная экранизация подростковой книжки, которых в последнее время пруд пруди. Зачем посвящать ей новости в СМИ (например, у портала «Новости кино» за последний Год такая новость ровно одна, привязанная к выходу трейлера, не считая упоминаний в «самых ожидаемых фильмах года», где указаны вообще все мало-мальски интересные фильмы, для сравнения — у «Войны бесконечности» их десять только за последний Месяц), кому очередной «Дивергент» вообще нужен? Ну так вот, господа, у Стивена Спилберга для тех из вас, кто не верил в состоятельность его очередного проекта, большой-большой сюрприз. Нет, не в плане сборов, конечно, там всё предсказуемо — всё из вышеперечисленного скорее всего двукратно перегонит «Первого игрока». А вот в плане качества или интересности вряд ли хотя бы половина из этих четырёх проектов добьёт до истории о киберприключениях (и не только) Уэйда Уоттса.

Кто такой Стивен Спилберг и какую роль он играет даже не в современном кинематографе, а в его становлении, я вам рассказывать не буду. «Список Шиндлера», «Челюсти», «Спасти рядового Райна» и «Парк Юрского Периоида» говорят сами за себя.

Начнём с того, что сам концепт недалёкого будущего, в котором мир в глубокой заднице, а выход из этого — компьютерные виртуальные игрушки, куда понятнее, ближе, а главное, в миллион раз правдоподобнее, чем разделение после условной ядерной войны на дистрикты по сырьевому признаку или фракции по способностям и склонностям индивидов. В первое через каких-то тридцать лет охотно веришь, (особенно если посмотреть, как стремительно развивается и завоёвывает популярность киберспорт, кто ещё даже двадцать лет назад мог представить себе, что в ВУЗах будут факультеты по компьютерным играм?), а во второе — нет, разве что эта ядерная война будет вестись ядерным оружием, поголовно снижающем мозговую деятельность выживших процентов эдак на восемьдесят. В общем, первый плюс фильма мы уже выяснили — в то, что происходит, веришь, а не только воспринимаешь это как сказку с красивыми спецэффектами от ILM.

Уэйд Уоттсон со своими друзьями наравне с тысячами других молодых людей стремится найти «пасхалки» OASISа, оставленные его создателем Джеймсом Холлидеем. На кону — огромный денежный приз и власть над виртуальной утопией. У Уэйда получается лучше прочих, и на него тут же открывается охота корпорацией IOI, у которой свои планы на самый ценный ресурс — охота в обоих мирах.

Спилбергу удалось сделать странное. Не невозможное, а просто странное. Во времена, когда любая экранизация любой игры в лучшем случае окупается и признаётся «неплохой», а в худшем — инициаторы её создания лишаются своей работы, маэстро удалось снять невероятно красочный фильм, являющийся экранизацией всех компьютерных игр сразу, будь то аркадная гонка, боёвка, шутер, квест, симулятор танцев или хоррор. Особенно ему удалось последнее — при виде того, что Спилберг сделал с фильмом «Сияние»… Пусть это будет для вас приятным сюрпризом. При этом «Первому игроку приготовиться» не превращается в «Скотта Пилигримма», который был по-своему прекрасен, он постоянно говорит и рассуждает об умных, важных, а, главное, актуальных вещах, когда подрастающее поколение всё больше предпочитает виртуальный мир реальному.

Фильм не превращается в набор сцен с популярными персонажами из современной и не очень поп-культуры, будь то Трейсер из «Овервоча», Стальной Гигант или Чаки с Фредди Крюгером. Персонажей — тьма, только их полное перечисление займёт тысячи знаков, но все они пролетают быстро, и по большей части ни один из них не играет ключевой для фильма роли. Как и многие замечательные актёры для массовки, например, чудесная девочка из «Одаренной», Макенна Грейс, чья роль здесь скорее камео.

Студия ILM, в представлении тоже не нуждающаяся, смогла создать чудесной прорисовки виртуальный мир, который уделывает вообще любые аналоги, будь то кино или последние компьютерные игры. Да, стилистика несколько своеобразная, да, аватар главного героя похож на молодого Данте из Devil May Cry, но как только к ней привыкаешь (а это происходит минуте так ко второй), ты просто не можешь дышать. Насколько. Же. Всё. Круто. Да первая же гонка превосходит всё, что творилось в восьми «Форсажах» вместе взятых!

Что же касается «человеческого мира», а, именно, беготни главных героев от корпорации IOI (и наоборот) — всё ровно. Её не настолько много, чтобы фильм надоел, и не настолько мало, чтобы Спилберга можно было обвинять в том, что фильм полностью нарисованный. Актёры (игру которых, понятно, можно оценить только в этом мире) по большому счёту не выделяются. Тай Шеридан, с одной стороны, не провалился, а с другой, ничего не сделал чтобы убедить зрителя в том, что его роль не смог бы отыграть, скажем, Дилан О Брайен, антиутопия с которым подошла к концу пару месяцев назад. С Оливией Кук — аналогично, хотя у неё образ чуть более запоминающийся. Бен Мендельсон в роли злодея вообще не убедил — он не плоский и не шаблонный, но совершенно не грозный. А вот дуэт Саймона Пэгга и, особенно, Марка Рэйланса, основателей OASISа, чудесен. У последнего так это вообще, пожалуй, одна из лучших ролей в карьере.

Музыка? Господа, вы в игре. Музыка соответствующая. Тонна знакомых композиций, которые все знают. И разбавки Сильвестри тоже хороши.

«Первому игроку приготовится» — это простой рассказ о том, во что превращается наш с вами мир. Очень красивый, детально проработанный, с сумасшедшим понятным зрителю экшеном, занимающим едва ли не половину всего хронометража, но тем не менее это так. Не забывайте друзья, что самая лучшая игра — не важно, приставочная, телефонная или компьютерная — никогда не заметит вам пробежку по парку, новейшая видеокарта никогда не позволит ощутить морозный горный воздух на высоте пары километров, сотня голов в «FIFA» не заменит радость от забитого на площадке во дворе одного единственного мяча, даже если последний был с пенальти или в пустые ворота, а собеседники в социальных сетях никогда не заменят реальное тепло человеческого общения.

Спилберг — велик, и он очередной раз это доказал — себе и зрителю.

Оценка фильма: 5 из 5.

Фильм в прокате кинотеатра «Сатурн IMAX» с 29 марта 2018 года.