С 30 августа и только в кинотеатрах IMAX зрители могут увидеть фильм легендарного американского режиссёра Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея». Одна из величайших картин XX века вышла на экраны 4 апреля 1968 года. Сегодня, 50 лет спустя, она вновь возвращается к зрителю. И на этот раз только в IMAX.

Юбилейный показ отреставрированной картины состоялся на 71-м Каннском фестивале в мае этого года. Британский режиссёр Кристофер Нолан представил фильм в высококачественной версии 4K в формате 70 мм, которая полностью повторяет оригинальный материал, снятый полвека назад.

«Космическая одиссея» установила новые стандарты для всего мирового кинематографа, а режиссер Стэнли Кубрик, благодаря своему революционному взгляду, получил признание в качестве одного из самых влиятельных кинорежиссёров всех времён. Полвека назад фильм был впервые представлен в формате роудшоу (ограниченного показа перед прокатом) на 70-миллиметровой пленке в кинотеатре «Синерама» 4 апреля 1968 года. Картина в одинаковой степени поразила воображение зрителей и кинокритиков и до сих пор оказывает влияние на современный кинематограф.

Все зрители могут увидеть оригинальную нереставрированную копию фильма в формате IMAX в кинотеатре «Сатурн IMAX». Это позволит испытать те же эмоции, которые испытали первые зрители «Космической одиссеи» 50 лет назад. В работе по созданию этой уникальной копии для кинотеатров IMAX принимала участие команда «Уорнер Бразерс Пикчерс» вместе с трёхкратным номинантом премии «Оскар», неоднократным обладателем премии «Сатурн» и горячим поклонником творчества Кубрика ‒ Кристофером Ноланом.

Оценка удивиного 10 из 10! В формате IMAX даёт по-новому оценить фильм, который свершил фурор 50 лет назад!

Появившаяся на заре космической эры, «Одиссея» Кубрика оказала огромное влияние на развитие научно-фантастичского жанра в кино и на поп-культуру в целом. Взять хотя бы HAL9000 – разумный бортовой компьютер, хоть и не по своей воле, но все же убивший почти всех героев фильма и попавший таким образом в список величайших кинозлодеев. Отсылки к образу HAL9000 можно найти и в художественном кино – от системы ВИКИ в фильме «Я, Робот» до хитрого и коварного андроида в исполнении Майкла Фассбендера в «Прометее» Ридли Скотта – и в анимационном – в сериале «Футурама» встречается женская версия HAL, а в мультфильме «Валл-И» о нем недвусмысленно напоминает внешний вид компьютера AUTO. Существует даже специальное приложение для мобильного телефона: на экране появляется знаменитый «красный глаз», а из динамиков звучат произнесенные им в фильме фразы, вроде знаменитой «I’m sorry, Dave».

Несмотря на прошедшие десятилетия и на то, что будущее создателей фильма уже стало нашим прошлым, картина продолжает будоражить умы кинематографистов и простых зрителей. О ней пишут исследования, снимают документальные ленты, а просьба объяснить смысл финала – весьма популярный запрос в поисковых системах.

Редакция решила не рассуждать о достоинствах фильма, не перечислять, какие из предсказаний Кубрика сбылись, и не пытаться ответить на вопрос о смысле, признавая, вслед за режиссером, ничтожность человека перед лицом загадочной Вселенной. Пусть говорят сам Стэнли Кубрик и его коллеги, чьи слова – лучшее доказательство неугасающего величия «Космической одиссеи».

Я не люблю много говорить об «Одиссее», потому как этот фильм – в большей степени невербальный опыт. Он должен восприниматься больше на уровне подсознания и чувств, чем на интеллектуальном уровне. Существует проблема с теми, кто не уделяет внимание тому, что видит. Такие люди слушают. А от прослушивания этого фильма толку будет мало. Тот, кто не верит своим глазам, не сможет оценить картину, — Стэнли Кубрик.

Когда я первый раз посмотрел «Одиссею», она мне не понравилась, я был очень разочарован. Потом, три или четыре месяца спустя, я был в Калифорнии, и знакомая сказала мне, что это замечательный фильм, и я пошел смотреть его снова, и он понравился мне гораздо больше. Спустя еще года два я пересмотрел картину и подумал: «Бог ты мой, это же сенсационное кино!» И это был один из немногих случаев в моей жизни, когда я осознал, что другой режиссер значительно превзошел меня, — Вуди Аллен.

После фильма «2001 год: Космическая одиссея» научная фантастика умерла. Переполненные спецэффектами блокбастеры могут собирать хорошую кассу, но ни одному из них не удастся превзойти «Одиссею». Больше нет ничего нового. Мы все это уже видели. Мы были там. Дело сделано. «Космическая одиссея» — это лучшее из лучшего, каждый научно-фантастический фильм с тех пор или подражает, или ссылается на нее, — Ридли Скотт.

До сих пор «2001 год: Космическая одиссея» остается величайшим научно-фантастическим фильмом. Его новаторская техника съемки по-прежнему оказывает влияние на работу над спецэффектами. И, несмотря на то, что фильмы становятся все более зрелищными, «Космическая одиссея» напоминает о том, что идеи, которые кроются за всей этой зрелищностью, — важнейший спецэффект, — Джеймс Кэмерон.

Этот фильм был как первый полет в космос. После «Космической одиссеи» ни одна художественная или документальная картина, или же IMAX-проект, позволяющий взглянуть на Землю из иллюминатора шаттла, ничто не позволило мне почувствовать себя в космосе, как это удалось фильму Кубрика. Он заставил испытывать страх и отчаянное желание быть частью этой огромной загадки, оказаться среди первооткрывателей. Для меня «Космическая одиссея» — самый реалистичный фильм Кубрика, — Стивен Спилберг.