К такому предположению пришли журналисты, изучив принятый недавно в Крыму закон об организации автомототуризма на горных маршрутах. Всего на 4 страницах документа, призванного обеспечить безопасность туристов, расписано столько условий и ограничений, что неизвестно, станет ли этот бизнес когда-нибудь легальным. И пустят ли в лес тех, у кого джипы и квадроциклы – в личном пользовании.

Закон №599/2019-ЗРК «Об организации автомототуризма на маршрутах повышенной опасности на территории республики Крым» был принят Госсоветом 24 мая и вступает в силу уже завтра, 18 июня 2019 года.

Разработчиком закона выступило министерство курортов и туризма Крыма.

Документ обеспечит безопасность туристов, говорят чиновники, и позволит взимать с нарушителей существенные штрафы в 300-400 тысяч рублей, вплоть до изъятия автомобиля.

Чего же требует от организаторов джиппинга новый закон?

Водитель джипа, катающего туристов, должен не просто иметь права соответствующей категории, но и стаж – не менее 3 лет. Он должен ежедневно проходить дорейсовый медосмотр, а его машина – обязательный техосмотр. Кроме того, он должен иметь идентификационную карту с персональным номером, быть на связи все время движения по маршруту. В джипах, как и в обычных машинах, нельзя перевозить детей без детских кресел, устанавливать дополнительные места в багажниках и т.д.

Статья 2 определяет термины, которыми оперирует закон. В подпункте 2 пункта 1 читаем: «организатор автомототуризма – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющий услуги в сфере автомототуризма».

Значит ли это, что закон — только для юрлиц и предпринимателей, а человека, который без оформления ИП решит покатать кого-то по лесным дорогам за деньги, привлечь к ответственности будет невозможно?

Будет ли распространяться закон на тех, у кого джипы, эндуро-мотоциклы и квадроциклы — в личном пользовании?

Тот же вопрос по сельским жителям. Если человек живет в селе у гор и едет по лесной дороге куда-то по своим делам (например, собирать валежник, который собирать разрешили), оштрафуют ли его за отсутствие паспорта маршрута?

Статья 2, пункт 1, подпункт 3: «маршрут повышенной опасности – туристский (экскурсионный) маршрут, проходящий по горной и (или) горно-лесистой, труднопроходимой местности, связанный с повышенным риском причинения вреда жизни и здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу»

Кто будет определять «труднопроходимость» местности? Например, джип-тур на Тарханкуте – это маршрут повышенной опасности? Там же нет горной или горно-лесистой местности, но опасность есть. Или нет? Кто определит «риск причинения вреда»?

Статья 3, пункт 1 гласит, что обустройство маршрутов повышенной опасности ляжет на плечи государственных и муниципальных учреждений и организаторов автомототуризма. При этом пункт 5 статьи 3 прямо указывает, что паспортизация маршрутов – ответственность бизнеса.

Значит ли это, что подготовка маршрутов – от оборудования до утверждения документации — ляжет в основном на плечи малых предпринимателей? Или наоборот, все маршруты будут разрабатываться централизовано, например, тем же Минтуризма или Минэкологии?

Возможно, какие-то разработанные и утвержденные маршруты уже существуют? Сколько их? Как они оборудованы?
Где можно увидеть перечень маршрутов и их паспорта?

Для маршрутов, проходящих по лесам, организаторы должны оформить право пользования лесными участками, предусмотренное лесным законодательством (п.4 ст.3). И это пункт, об который могут споткнуться даже очень упорные бизнесмены.

Самый главный пункт статьи 3 – восьмой. Он гласит: «Оказание услуг организаторами автомототуризма без утвержденного паспорта маршрута, внесенного в реестр субъектов и объектов туристской индустрии Республики Крым, не допускается».

Значит ли это, что с 18 июня все джип и мототуры в Крыму будут под запретом?

Статья 4 закона полностью посвящена безопасности. Пункт 1 гласит, что организаторы джип- покатушек должны соблюсти все федеральные и региональные требования в сфере оказания туристских услуг, пассажирских и грузовых перевозок в особых условиях, технического регулирования, безопасности дорожного движения, транспортной безопасности. Но в документе нет даже приблизительного перечня условий, которые следует соблюсти, и документов, которые предпринимателям необходимо получить.

Статья 4, пункт 4: «Организатор автомототуризма должен обеспечить стоянку (хранение) транспортных средств, исключающую доступ к ним посторонних лиц, а также организацию безопасной зоны высадки/посадки туристов (экскурсантов)».

Получается, сельскому предпринимателю, возящему туристов, скажем, на Мангуп, хранить свой джип у себя во дворе будет нельзя?

И что значит «безопасная зона высадки/посадки туристов»? Чем регламентируется ее обустройство?

Статья 4, пункт 6: «К перевозке туристов (экскурсантов) по маршрутам повышенной опасности допускаются только транспортные средства, указанные в паспорте маршрута».

Что имели в виду разработчики закона? Тип транспортного средства или конкретный перечень ТС с указанием данных их техпаспортов и регистрационных номеров?

Статья 4, пункт 7: «Организаторы автомототуризма обязаны пользоваться услугами инструкторов-проводников при передвижении туристов (экскурсантов) по маршрутам повышенной опасности. Оказание услуг инструктора-проводника допускается водителем, осуществляющим перевозку туристов (экскурсантов) по маршрутам повышенной опасности после прохождения профессионального обучения по программе подготовки «Инструктор-проводник» в порядке, установленном федеральным законодательством».