Английский путешественник Джонатан Грин получает от Петра Первого заказ на изготовление карт Дальнего Востока. Ему предстоит долгий путь, который приведет его в Китай – страну, захваченную темными магами, которые эксплуатируют спящего дракона. Но и в России в это время дела идут не очень хорошо – Меньшиков устраивает переворот и сажает на престол царского двойника.

«Тайна печати дракона» – это прямое продолжение фильма «Вий 3D», вышедшего пять лет назад. Первая часть путешествий географа Грина смогла стать самым кассовым отечественным фильмом 2014 года. Впрочем, это не спасло ее авторов – из-за непомерного бюджета компания стала банкротом, несмотря на оглушительный кассовый успех.

Сиквел, по всей видимости, приведет к прогулке по тем же самым граблям. По разным данным, его производственный бюджет составил почти 50 млн $ против 26 млн $ у «Вия». При этом он не стал чем-то выдающимся.

«Вий» был хорош в первую очередь потому, что в его основу легло творчество Николая Гоголя. Это фантастически смелое заигрывание с классикой, пересматривающее всем знакомые сюжеты, и большая редкость для отечественного кино, которое, как правило, с классикой обращается как со священной коровой. Так фильм задолго до съемок приобрел некоторый высокохудожественный пласт, включающий в себя гоголевские образы, проработанных персонажей и сюжетные повороты. Оставалось лишь добавить к этому сеансу магии немного разоблачения. В результате фильм получился хоть и не без недостатков, но ярким, запоминающимся и очень сконцентрированным на событиях: действие, почти не выходящее за пределы хутора, нигде не провисало.

В «Тайне печати дракона» авторы решили уже как следует развернуться – и тут оказалось, что сами, без литературного первоисточника, они умеют хуже. И образы не такие яркие, и сеанс разоблачения в конце, по сути, упрощен до фразы «Это все наука».

География сиквела разрослась до всего мира. При этом в Англии и России происходят самые интересные и запоминающиеся события в самых красивых локациях. В середине повествования герои перемещаются в Китай – и повествование моментально провисает. Китай вообще в фильме выглядит на удивление скучно и европеизированно — и это однозначный минус. Даже в американских боевиках начала 2000-х с участием азиатских актеров и восточных единоборств всегда были подчеркнуты культурные особенности жителей Азии, а тут их как будто бы нет совсем. Особенно странно, что такой фильм получился в копродукции с Китаем. О чем можно говорить, если даже дракон здесь в некоторых чертах выглядит вторично по отношению к Вию – по крайней мере, у него налицо проблема с поднятием век.

Местами «Тайна печати дракона» выглядит как би-муви с элементами трэша, а местами — как вполне современное западное кино. Тут, как и в «Вие», есть свои заигрывания, правда, это скорее заигрывания с историческими фактами. Петр Первый в исполнении Юрия Колокольникова получился такой выдающейся фигурой, что про его выдуманные похождения было бы интересно посмотреть отдельное кино (а создателям фильма «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» стоило бы в таком духе изобразить главу своего государства). Китайская актриса Яо Синтун (ее персонаж – дочь персонажа Джеки Чана) хорошо продолжает традицию старого кино про азиатов, умеющих смесью боевых искусств и комических трюков спасать недалеких европейцев. А вот самому Джеки Чану сильно не хватило самоиронии – во всех сценах он чрезвычайно серьезен, что плохо соотносится и с его обычным образом, и с фильмом в целом.

Вообще персонажей Джеки Чана и Арнольда Шварценеггера можно было бы убрать из сюжета без малейшей потери смысла – они присутствуют в фильме только в камео. Понятно, что их взяли в первую очередь для привлечения зрителей за счет громких имен. Но получилось так, что их персонажи для сюжета не нужны совсем, более того, без них фильм выглядел бы менее рваным и смотрелся бы куда легче.

«Тайна печати дракона» – это фильм, который, похоже, создавался в качестве иллюстрации выражения «русский с китайцем – братья навек». При этом непонятно отношение к этому тезису самих китайцев, которых русский государь Петр Первый спасает самолично. Сиквел, как и «Вий», выглядит дорого и богато (в т.ч. на китайские деньги), но стать грамотным блокбастером, объединяющим реальность, фэнтези и фолк-хистори, у него, к сожалению, не получилось.

Оценка фильма: 4 из 5.

Фильм в прокате кинотеатра «Сатурн IMAX» с 12 сентября 2019 года.