Навряд ли кто-то в детстве не фанател в детстве от Звёздных войн. Многие из нас представляли себя отважным Люком, храбрым Ханом, крутым Вейдером, ну или даже Чубаккой. Да даже если такого не было, навряд ли кто-то не знает о существовании, возможно самой популярной франшизы в этой огромной Галактике. Трудно отрицать, что даже Марвел повлияло на индустрию куда меньше, чем эта франшиза. И вот, буквально недавно выходит фильм, который позиционировали как завершение этой самой легендарной Саги. И вот кажется, что такая франшиза просто должна завершится эпиком, на фоне которого любой финал Гарри Поттера и Мстителей будет смотреться жалко. Казалось бы, это просто обязано стать событием вселенского масштаба!

Но что-то идёт не так. Гигант рушится, франшиза погибает, а сам фильм выходит взрывом в плохом смысле этого слова. Зрители недоумевают — задают вопрос «Как так вышло? Что пошло не так? Ведь это же Звёздные войны, они не должны были подвести!» и зритель будет прав. Этот фильм не должен был подвести, но увы, подвёл. И вышел эпический провал, пусть не кассовый, но сценарный. А ведь этому провалу объяснения есть, как объяснения причины негодования зрителя!

Во первых, фильм не просто позиционировался, он буквально кричал «Ребят! Я Финал сверхпопулярной сороколетней Саги! Понял, Марвел?!». Но по сути, это обман, жалкий, наглый обман. Ведь Сага уже давно, по сути завершилась. И этот финал именуется «Возвращением джедая». Финал, который чётко закрывал сюжетные линии главных героев, финал, который ответил на многие сокровенные вопросы. Правильный финал, слабый, но всё таки правильный. А если вы не согласны, что шестой эпизод ответил на все вопросы, которые вас волновали, то трилогия приквелов вам в помощь. Первый, второй, и, в особенности, третий эпизоды раскрывали нам всё, что было так необходимо узнать фанатам. Да, кое где это вышло надуманно, но ты понимаешь, что это кусок единого пазла, сложив который у тебя выходит цельная картина. Что же такое новейшая трилогия? Это кусочки от совершенно другого пазла, которые настолько же нужны прошлым фильмам по Звёздным войнам, насколько африканскому бегемоту нужна шерсть. Эти фильмы ничего не дают, ни на какие важные вопросы не отвечают, никак не влияют на развитие вселенной, словом. Сотри их из памяти, и ничего не произойдёт. Осадка, как в случае, если вы захотите стереть из памяти трилогию приквелов, не останется. Эти фильмы лишь завершат сюжетные линии своих новых героев и новые сюжетные линии старых героев, у которых есть эти сюжетные линии чисто для галочки. От того кажется, что ты смотришь не продолжение старой истории, а ту же историю, с тем же названием, но с прошлыми фильмами никак не связанную. Настолько эти кусочки пазла некрепко скреплены.

Во вторых, это, как я часто говорю, эффект ностальгии. В Дисней данный эффект работает безукоризнено. Когда появляется этот самый эффект, то фанату зачастую уже становится плевать на итоговое качество продукта. И фанат идёт на фильм лишь бы вновь увидеть свою старую добрую вселенную. Он хочет вновь увидеть любимых героев, вновь увидеть ту же историю, вновь почуствовать на себе любовь к франшизе и тогда уже не важно, нужен фильм, или не нужен, главное что ты вновь встретишь твоих кумиров, словно вы старые друзья. Создатели Звёздных войн понимали это, и знали, что с такой популярной франшизой, как ЗВ это сработает моментально. Ведь чем больше фанбаза, тем больше и эффект ностальгии в новых фильмах. По этому, фильмы просто напросто повторяют сюжеты прошлых трилогий — те же персонажи, только с другими именами, та же история, только чуть чуть поменяли аспекты, да абсолютно всё остаётся тем же! И в такие моменты ты уже не понимаешь, смотришь ли ты Звёздные войны, или простую пародию уровня Очень страшное кино, правда если при просмотре Очень страшного кино ты смеёшься от абсурдности происходящего, так как фильм задумывался как абсурд, то тут ты плачешь кровавыми слезами из-за абсурдности происходящего, так как это не задумывалось, как абсурд. От этого становится ещё обиднее.

В третьих, пытаясь показать ту же историю, создатели пытаются ещё и пропихнуть тех же персонажей, чтоб эффект ностальгии ну вот прям совсем сработал! Порой, они просто вставляют знакомых персонажей, добавляют им свою сюжетную линию (а порй и не добавляют вовсе) и всё, ничего лишнего. Вот только, господа создатели, не так это работает! Ведь тогда ещё сильнее нарушается целостность и без того некрепко склееной вселенной. Ведь если взять например ту же вселенную Марвел, то у них есть чёткая концепция, есть единая история, а персонажи связаны друг с другом. Кое где не надёжно, но всё-таки связаны! Тут же старые персонажи из других трилогий появляются чисто для того, чтобы зритель кричал «Ой, это же Люк Скайуокер?!» «Ах, неужто это Хана Соло?!» «Ааааааа… Разбудите меняяяяя… Палпатин собственной персоооооонооооой!!!». Порой, подобные введения персонажей доходят да абсурда, а порой сценарий и вовсе шлёт зрителя лесом и добавляет Палпатина, не фигурировшего до этого ни в одном фильме по щелчку пальцев. Разного же рода отсылки на старую трилогию, которые никак не влияют на происходящее только усиливают не самое приятное чувство у зрителя. Фанаты ЗВ, конечно, оценят подобное, но для рядового зрителя это совершенно не нужно, от того и крайне слабые сборы на территориях, где ЗВ не является чуть ли национальной религией.

В четвёртых, для любого кино фундаментом должен оставаться сценарий. Даже в Звёздных войнах, где делается упор, скорее на экшоновую составляющую должен быть продуманный, ну или хотя бы увлекательный сюжет. Ну а если это проект за 250-300 миллионов долларов, то проблемы с продумыванием подобного сценария не должно возникнуть никаких проблем, ведь так? Но зачем париться? Ведь есть первоисточник в лице оригинальных трилогий! Можно просто взять всё отсюда! Поменяем лишь имена и некоторые аспекты и вуаля, миллиардные сборы гарантированны! А на цельность повествования и простую логику уже плевать, ведь фанатам нужен фильм, а не логика, от чего ещё обиднее! Ведь сценарии в новой трилогии (в особенности девятом эпизоде) сумбурны, глупы, дырявы, а порой они и вовсе плюют друг на друга, я уж молчу про прошлые эпизоды.

В пятых, у фильма может быть слабый сценарий, бестолковые отсылки, карявые диалоги уровня «Я убью тебя! — Нет, я убью тебя!», но дажи такие фильмы могут вытащить интересные персонажи, за которых тебе хочется переживать и надеяться, что всё закончится хорошим, но не идеальным хэппи эндом. Обладает ли франшиза такими персонажами. Давайте разберём! Люк и Рей, по сути, одинаковые персонажи — подросток, живущий на пустынной планете, который хочет узнать правду о своих родных и, в конце концов, открывает страшную правду. Только вот у Люка есть чёткая мотивация — он хочет стать таким же великим джедаем, как и его отец и добивается этого путём упорных треннировок. Более того, он смог избежать судьбу последнего и не переметнулся на тёмную сторону как его отец, тем самым, до конца развивая своего персонажа. История, как и мотивация предельно просты, но они работают и за персонажа хочется сопереживать. Что же насчёт Рей? С самого начала нам показывали, что у неё нет жажды стать джедаем. Единственное, что она хотела, так это в надежде дождаться своих родителей. Мотивации искать приключения у неё изначально не было, ибо она хотела лишь дождаться своих родных. Но внезапно у неё эта жажда появляется, неважно! Ведь как-то логически это продумать не судьба! Ещё и персонаж выходит изначально сильным и побеждающий в первой же (!) схватке главногозлодея! Казалось, зачем персонажу заслуживать эти силы? Зачем париться? Ведь это ж простой феминизм, который, как мы вилим на примере Капитанши работает. И к чёрту развитие персонажа и его становление от слабого к сильному!

Что же до главного злодея? В отличие от других злодеев Звёздных войн, как Вейдер и Мол, которые одним лишь своим появлением вызывают ужас и восторг одновременно, Рен вышел непонятным злодеем. Нам показывают, что он внук Вейдера и что он во всём хочет быть похожим на него. То есть, у него есть мотивация — стать таким же, как его великий предок, верно? Но затем он ломает свой шлем и говорит мол «С прошлым покончено!». То есть, он больше не хочет становится копией Вейдера и быть оригинальным злодеем, ведь так? Но затем нам показывают, как он всё-таки чинит эту маску и вновь хочет быть подобным Вейдером. Развитие персонажа выглядят глупо, нелогично и притянуто за уши так, что даже рядовой зритель задаст вопрос «Парень, у тебя шизофрения?» и будет прав, ведь судя по поведению Рена по отношению к своим последователям, когда он ведёт как истеричка и крушит всё из-за нервов, у него явно с головой не всё впорядке. И ты просто спрашиваешь «Да как такой идиот вообще умудрился держать в страхе Первый Орден и управлять такой армией?!» и плюёшь на дальнейшее развитие злодея, которое, к слову, тоже завершается тупо.

Что касается второстепенных персонажей, то тут выделяется только По Дамерон, который хоть и ведёт себя, как последний дурак, но обладает хоть какой-то харизмой и притягательностью. Финн, Роуз и остальные мне ничем не запомнились — настолько они плоские и ненужные для сюжета. Некоторые персонажи, так сказать, выходят из неоткуда и так же уходят в никуда.

Итог: Ну… Я даже не знаю что и добавить то. Новая трилогия — этой простой обман зрителя, когда демонстрируют то же самое, но представляют это как абсолютно новое. И, хотя, подобное уже не редкость, но с этой то франшизой это работает лучше всего. И я, порой, спрашиваю «Ну почему нельзя реально новую историю рассказать?! Сделать долгожданную трилогию Старой Республики?! Рассказать о происхождении джедаев и ситхов, да и вообще самого понятия силы, в целом?! Или, наоборот, рассказать о далёком будущем Галактики, где всё кардинально изменилось?! Почему нельзя рассказать всё это?!». И я сам же отвечаю на свой вопрос — потому что выгоднее впарить ту же историю, лишь чуть чуть её изменив, и всё сборы в миллиард гарантированы. А самое, обидное, что зритель клюёт на этот обман, не сумев различить оригинальную конфликту, созданную с любовью своими руками и фабричную конфету, созданную машинами, заминив некоторые ингридиенты на искусственные, да ещё и с начинкой из мусора. И эти конфеты раздаются так же, как и оригинал, потому что выпущены под его брендом. А от этого окончательно становится обиднее — ведь есть огромное количество шедевриальных фильмов, которые и в прокате то не выстрелили только потому, что не выходили под узнаваемым брендом. А зритель продолжает идти на узнаваемые фильмы, хоть их и превратили в этакого Франкенштейна, неживого и немёртвого. Искренне верю, что в один прекрасный день эффект ностальгии покинет и зрителя и уже даже номерные эпизоды будут заслуженно проваливаться в прокате. У меня всё…

P.S.: Данный текст является рецензией скорее, на всю новую трилогию Звёздных войн, в целом.

Оценка фильма: 3.5 из 5.

Фильм в прокате кинотеатра «Сатурн IMAX» с 19 декабря 2019 года.